+7 (499) 653-58-90

Создание условий по распространению моделей государственно-общественного управления образованием, включающих учителей-предметников в процессы управления образовательной организацией

Заказчик: Минобрнауки России

Сроки выполнения: Октябрь 2014г. – декабрь 2015 г.

Цель проекта: оценка хода реализации и актуального состояния, определение тенденций, проблем, перспектив внедрения государственно-общественного управления образованием в современных условиях, а также формирование открытого общественно-профессионального мнения о содержании, ключевых направлениях и условиях внедрения моделей государственно-общественного управления образованием с участием учителей-предметников.

Значимые результаты проекта:

  1. Проведен анализ теоретических подходов по существующим моделям государственно-общественного управления образованием, связанным с привлечением к процессам управления учителей-предметников, в рамках которого:
    • проведен анализ изменений в системе государственно-общественных отношений в сфере образования после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (на примере 9 федеральных округов Российской Федерации);
    • проведен анализ практической части организации деятельности учителей-предметников в условиях реализации моделей государственно-общественного управления образованием при организации целенаправленного взаимодействия образовательного сообщества и общественности;
  2. Выполнены работы по организации и проведению практических и экспертно-методических семинаров для учителей-предметников для формирования мнения и оценки состояния практики распространения моделей государственно-общественного управления образованием с учетом результатов анализа теоретических подходов существующих моделей государственно-общественного управления образованием связанных с привлечением к процессам управления учителей-предметников (более  150 участников – представителей более 40 субъектов Российской Федерации в каждом семинаре).
  3. По результатам проведения серии семинаров по распространению моделей государственно-общественного управления образованием в 2014 году, материалы обобщены и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общественные организации и союзы.
  4. В рамках проекта с целью формирования интегральной модели с участием учителей-предметников в системе государственно-общественного управления образованием предложено 6 практических вариативных системах управления образованием:
    • Трехуровневая система, построенная на государственно-общественных органах управления образованием;
    • Региональная образовательная сеть;
    • Система ГОУО через орган средства массовой коммуникации;
    • Трехуровневая система коллегиальных органов педагогического управления;
    • Сетевое профессиональное сообщество;
    • Двухуровневая система коллегиальных органов педагогического управления образованием.
  5. С целью создания единой системы государственно общественных отношений с участием учителей-предметников, отвечающую современным требованиям развития в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования была разработана интегральная модель государственно-общественного управления образованием.
  6. По разработанной интегральной модели получено экспертное заключение эксперта к.п.н., Председателя общественного совета при Министерстве образования и науки Красноярского края, Седельникова А.А.
  7. В рамках проекта проведены 17-22 сентября 2015 года 3 практических семинара для учителей-предметников для формирования мнения и оценки состояния практики распространения моделей государственно-общественного управления образованием с учетом результатов разработки практических вариативных систем государственно-общественного управления образованием в г. Москве. В работе каждого семинара приняли участие более 150 человек более чем из 40 субъектов Российской Федерации. Для проведения лекций были привлечены лекторы по тематике, относящейся к нормативному применению и распространению моделей ГОУО.
  8. Работа семинаров позволила отметить следующие положительные изменения в процессе развития системы ГОУО:
    • созданы и внедряются различные практики государственно-общественного управления в образовании на всех уровнях;
    • в последние годя продемонстрирован серьезный прогресс в развитии общественного участия в управлении образованием.
  9. В рамках проекта 9-13 ноября 2015 года также была проведена серия из 6 практических и экспертно-методических мастер-классов для учителей предметников в регионах Российской Федерации, среди которых: г. Москва, Липецкая область, Тамбовская область, Тюменская область, ХМАО, Ленинградская область.
  10. В работе каждого мастер-класса приняли участие более 100 учителей-предметников гуманитарного, естественно-научного и физико-математического направления. К проведению мастер-классов в субъектах Российской Федерации были привлечены более 12 лекторов – ведущих специалистов, имеющих опыт работы по вопросам государственно-общественного-управления образованием.
  11. В рамках работы мастер-классов были рассмотрены следующие вопросы:
    • Место и роль в системе ГОУО учителей-предметников.
    • Практика участия учителей-предметников в процессе взаимодействия государственных и общественных структур в системе образования.
    • Направления подготовки педагогических кадров для инновационной деятельности по применению и распространению моделей государственно-общественного управления образованием.
    • Практический опыт внедрения вариативных систем государственно-общественного управления образованием с участием учителей-предметников в деятельность образовательных организаций.
    • Роль учителей-предметников в реализации моделей государственно-общественного управления образованием.
    • Повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций и сотрудников органов муниципального управления образованием по проблеме расширения деятельности государственно-общественного управления.
    • Способы мотивации повышения статуса учителя-предметника.
  12. Подготовлены и направлены на публикацию в научно-теоретическом журнале «Педагогика» 2 статьи:
    • Статья 1 «Интегральная модель системы ГОУО, как эффективный механизм привлечения учителей-предметников к системе государственно-общественных отношений»
    • Статья 2 «Вариативные системы ГОУО, как элемент становления и развития системы государственно-общественных отношений с участием учителей-предметников»